Системный архитектор — это ключевая фигура в процессе разработки IT-систем. Его задача — проектирование, планирование и обеспечение правильного функционирования инфраструктуры и систем, которые поддерживают работу бизнеса. Чтобы быть успешным в этой роли, важно знать основные термины, связанные с архитектурой информационных систем. В этой статье мы собрали 50 терминов, которые помогут вам глубже понять и эффективно использовать архитектурные принципы в своей работе.
1. Архитектура системы
Архитектура системы — это структура и организация компонентов системы, включая их взаимодействие и взаимодействие с внешней средой. Это общее представление о системе и принципах ее построения.
2. Микросервисы
Микросервисы — это архитектурный стиль, в котором приложение разделено на маленькие, независимые сервисы, каждый из которых выполняет определенную задачу и взаимодействует с другими сервисами через API.
3. Монолит
Монолит — это архитектурный стиль, при котором все компоненты приложения объединены в одно единое целое. Все функции и модули работают в одном процессе и разделяют общие ресурсы.
4. API (Application Programming Interface)
API — это интерфейс, который позволяет различным программным компонентам взаимодействовать друг с другом. Это набор функций и протоколов для интеграции и взаимодействия систем.
5. Сервис-ориентированная архитектура (SOA)
SOA — это архитектурный стиль, при котором функции системы реализуются в виде независимых сервисов, которые могут взаимодействовать между собой через четко определенные интерфейсы и протоколы.
6. Репликация
Репликация — это процесс создания копий данных в разных местах для обеспечения отказоустойчивости и высокой доступности системы.
7. Масштабируемость
Масштабируемость — это способность системы увеличивать свою производительность и ресурсы при увеличении нагрузки или объема данных.
8. Высокая доступность
Высокая доступность — это способность системы продолжать работать и обеспечивать доступность сервисов даже в случае отказа одного из компонентов.
9. Балансировка нагрузки
Балансировка нагрузки — это распределение нагрузки между несколькими серверами или ресурсами с целью повышения производительности и обеспечения отказоустойчивости.
10. Контейнеризация
Контейнеризация — это метод изоляции приложений в контейнерах, которые могут быть легко развернуты и перемещены между различными средами, что упрощает разработку и управление инфраструктурой.
11. Kubernetes
Kubernetes — это система оркестрации контейнеров, которая автоматизирует развертывание, управление и масштабирование контейнеризированных приложений.
12. Cloud Computing
Cloud Computing — это модель вычислений, в которой ресурсы, такие как вычислительная мощность, хранилища данных и сети, предоставляются через интернет, что позволяет пользователям использовать их без необходимости в локальной инфраструктуре.
13. CI/CD (Continuous Integration/Continuous Deployment)
CI/CD — это практика автоматизации процессов интеграции кода и его развертывания, что позволяет быстрее и надежнее выпускать новые версии программного обеспечения.
14. DevOps
DevOps — это набор практик, которые объединяют разработку (Dev) и операционные процессы (Ops), чтобы ускорить процесс доставки программного обеспечения и улучшить взаимодействие между командами.
15. Кеширование
Кеширование — это процесс хранения временных копий данных, которые часто запрашиваются, с целью ускорения их доступа и снижения нагрузки на основную базу данных.
16. Сетевой протокол
Сетевой протокол — это набор правил и соглашений, которые определяют, как данные передаются по сети. Протоколы обеспечивают совместимость между различными системами и устройствами.
17. Оркестрация
Оркестрация — это процесс автоматизации и координации взаимодействий между различными системами и компонентами для выполнения сложных операций и процессов.
18. Логирование
Логирование — это процесс записи данных о действиях системы и приложений, что помогает отслеживать их работу, выявлять проблемы и улучшать производительность.
19. Архитектура "Чистый" код
Архитектура "Чистый код" — это концепция, направленная на обеспечение высокого качества кода, его читаемости и сопровождаемости. Основные принципы — простота, отсутствие избыточности и наличие документации.
20. N-Tier Architecture
N-Tier Architecture — это многослойная архитектура, в которой различные функции системы разделены на несколько слоев, таких как представление, бизнес-логика и данные.
21. Система управления базами данных (DBMS)
DBMS — это программное обеспечение, которое используется для создания, управления и взаимодействия с базами данных. Оно позволяет хранить, обрабатывать и извлекать данные.
22. Инфраструктура как код (IaC)
IaC — это практика управления и настройки инфраструктуры с использованием программного кода, что позволяет автоматизировать процессы развертывания и обновления.
23. Резервное копирование
Резервное копирование — это процесс создания копий данных для их восстановления в случае утраты или повреждения оригиналов. Это важная часть обеспечения безопасности данных.
24. DevSecOps
DevSecOps — это подход, который включает безопасность на всех этапах разработки и эксплуатации программного обеспечения, обеспечивая защиту данных и инфраструктуры.
25. Безопасность данных
Безопасность данных — это практика защиты данных от несанкционированного доступа, утраты, повреждения или кражи, что является критически важным аспектом в любой архитектуре.
26. Сегментация сети
Сегментация сети — это процесс разделения сети на несколько частей для улучшения безопасности и управления трафиком, а также для повышения производительности.
27. Шина данных
Шина данных — это система, которая используется для обмена информацией между различными компонентами программного обеспечения или между различными системами.
28. Архитектура событий
Архитектура событий — это модель, в которой компоненты системы реагируют на события или сообщения, что позволяет обеспечить асинхронное взаимодействие между компонентами.
29. Управление конфигурациями
Управление конфигурациями — это процесс отслеживания, контроля и изменения настроек и параметров системы или приложения, чтобы обеспечить стабильность и совместимость компонентов.
30. Устойчивость системы
Устойчивость системы — это способность системы продолжать работать и быстро восстанавливаться после сбоев или отказов, минимизируя время простоя.
31. Логическая архитектура
Логическая архитектура — это абстракционное описание структуры системы, фокусируясь на том, как компоненты взаимодействуют, а не на том, как они реализованы.
32. Физическая архитектура
Физическая архитектура — это описание того, как компоненты системы реализованы на физическом уровне, включая серверы, сети и другие устройства.
33. Архитектура данных
Архитектура данных — это структура, которая описывает, как данные организуются, хранятся и управляются в системе. Это важный аспект для обеспечения консистентности и доступности данных.
34. Алгоритм
Алгоритм — это последовательность шагов или инструкций, которые определяют, как решить определенную задачу или выполнить операцию в системе.
35. Кэш
Кэш — это временное хранилище данных, которое ускоряет доступ к часто запрашиваемой информации, минимизируя время ожидания и нагрузку на основные ресурсы.
36. Эластичность
Эластичность — это способность системы автоматически масштабировать свои ресурсы (например, добавление серверов) в ответ на изменения нагрузки.
37. Стратегия отказоустойчивости
Стратегия отказоустойчивости — это план, направленный на обеспечение продолжения работы системы при частичных сбоях или неисправностях, через использование резервных систем или сервисов.
38. Load Balancer
Load Balancer — это компонент системы, который распределяет запросы между несколькими серверами или ресурсами, чтобы оптимизировать производительность и повысить отказоустойчивость.
39. Виртуализация
Виртуализация — это создание виртуальных версий физических ресурсов, таких как серверы, хранилища данных и сети, что позволяет улучшить использование и управляемость инфраструктуры.
40. Архитектура "API First"
API First — это подход, при котором проектирование и разработка API происходят до создания самого приложения, что позволяет обеспечить гибкость и масштабируемость.
41. Логика бизнес-процессов
Логика бизнес-процессов — это описание правил и шагов, которые определяют, как должны выполняться различные операции в системе для удовлетворения бизнес-требований.
42. Аутентификация
Аутентификация — это процесс проверки подлинности пользователя или системы с целью обеспечения доступа только авторизованным лицам или компонентам.
43. Авторизация
Авторизация — это процесс определения прав пользователя или компонента на выполнение определенных действий в системе после того, как была выполнена аутентификация.
44. Тестирование производительности
Тестирование производительности — это процесс оценки того, как система ведет себя при различных уровнях нагрузки, чтобы обеспечить ее стабильную работу в реальных условиях эксплуатации.
45. Архитектура "Event-Driven"
Event-Driven Architecture (EDA) — это архитектура, основанная на событиях, где система реагирует на изменения состояния или события, создавая асинхронное взаимодействие между компонентами.
46. Cloud-Native
Cloud-Native — это подход к проектированию и разработке приложений, который использует облачные технологии для оптимизации масштабируемости, гибкости и надежности.
47. Шифрование
Шифрование — это процесс преобразования данных в зашифрованный формат с целью их защиты от несанкционированного доступа.
48. Интеграция
Интеграция — это процесс соединения различных систем или компонентов, чтобы они могли работать вместе, обмениваться данными и выполнять совместные задачи.
49. API Gateway
API Gateway — это сервер, который действует как точка входа для всех запросов в систему, направляя их к соответствующим сервисам и выполняя функции маршрутизации и аутентификации.
50. Идентификация
Идентификация — это процесс установления личности пользователя или системы, чтобы понять, кто именно выполняет определенные действия или запросы.
Заключение
Знание этих 50 терминов поможет вам эффективно работать в роли системного архитектора, улучшая понимание ключевых аспектов проектирования и поддержания масштабируемых, надежных и безопасных информационных систем.