клавиатура, цветок, чай


Причины, по которым брендбук экономит бизнесу деньги

В этой статье поговорим о брендбуке, его предназначении для крупных и не очень компаний.

Время чтения — 15 минут

Поделитесь статьей в социальных сетях

Что такое брендбук

Брендбук — это набор инструкций по использованию визуального оформления бизнеса с наглядными примерами и иллюстрациями. В брендбук может входить следующая информация: какие есть допустимые и недопустимые виды оформления логотипа, виды допустимых шрифтов, цвета, паттерны, типы оформлений основных носителей (визиток, сайта и т.д.)

Приведем пример. У компании есть свой сайт, профили в социальных сетях, торговая точка с вывеской, форма для специалистов, листовки для привлечения покупателей и т.д. Брендбук в этом случае необходим для того, чтобы все носители были оформлены в одном уникальном стиле. Благодаря такому подходу типичному пользователю будет гораздо проще отличить вашу компанию от конкурентов.
Брендбук направлен на создание и поддерживании уникального выделяющегося образа. Когда в команде разрабатывают брендбук, очень важно задумываться над всеми мелочами, зафиксировать на них определенную норму. По этой причине важно не забывать о характеристиках своей целевой аудитории, как с ней лучше обращаться. Наличие брендбука демонстрирует пользователю, что в компании предприняли достаточно много осознанных усилий в плане визуала и постарались над тем, чтобы выделиться.

Брендбук обязательно должен быть удобным как для дизайнеров, так и для менеджеров. Когда-то было круто иметь бренбук в формате PDF с кучей страниц, где всё расписано максимально подробно. Но работать с таким материалом не очень практично и удобно:

  • Менеджеру будет достаточно сложно ориентироваться в брендбуке, а партнерам придется скачивать каждый раз очень объемный файл на свои устройства.
  • Дизайнер не сможет скопировать пример в рабочее пространство, чтобы сразу же начать с ним работать.
вектор, маркетинг
Продвинутые компании теперь делают брендбук в форме отдельных страниц на своем веб-ресурсе. Или формируют даже отдельные порталы. Также уместно делать брендбук сразу в софте для дизайнеров — Figma.

В брендбук включаются также инструкции, которые необходимы для работы. Если компания не занимается производством печатных носителей, то и необходимости в этом разделе нет. Важен не объем брендбука, а его наполнение и практичность.

Приведем два ориентира. Первый — минимальный набор инструкций, который будет необходим практически любой компании. Его следует отобразить в брендбуке. Второй — для более широкого и углубленного набора задач.
Минимальный набор для брендбука включает в себя:

1. Как нарисовать логотип в разных условиях и на любых носителях.
2. Какие конкретно использовать цвета и паттерны.
3. Какие использовать шрифты.
4. Как подобрать фотографии или иллюстрации с фотостоков.

Расширенный набор включает в себя дополнительную информацию:

1. Как оформить печатную продукцию: размеры шрифтов, их расположение, типографические приемы.
2. На что ориентироваться копирайтеру: тональность, примеры статей.
3. Правила проведения фотосессии, рекомендации по цветокоррекции.
4. Как оформлять заставку, плашки и т.д.

Каким компаниям и когда заводить брендбук

Есть компании, у которых нет никакой необходимости в создании собственного брендбука, дизайна. Например, оптовая торговая компания, которая занимается поставкой товаров в магазины. Она имеет несколько десятков крупных заказчиков, логотип, а также сайт. Сайт, в данном случае, создается скорее для имиджа, а не для маркетинга. В подобном бизнесе нет особого смысла создавать собственный стиль.
вектор, маркетинг
Брендбук необходим тем компаниям, у которых есть потребность в рекламе на разных носителях
Например, небольшая сетевая кофейня возле метро. Вряд ли этому виду бизнеса нужен брендбук, так как основа их маркетинга — это удачное месторасположение, качественный кофе, программа лояльности и т.д. Но если предприниматель захочет открыть новую точку в глубине парка, где месторасположение уже не играет такой большой роли в маркетинге, то тут, конечно, появляется необходимость в запуске рекламы.

Чтобы это сделать, нужно работать над коммуникацией, делать баннеры, флаеры. Если использовать рекламу на постоянной основе, то чтобы придерживаться одного стиля, нужно обзавестись брендбуком.
Не обязательно брендбук в следующих случаях:

1. Только начали вести бизнес.
2. Компании не нужен дизайн: изображения, сайты, интерфейсы.
3. У компании нет потребности рекламировать себя на постоянной основе.
Точно пора обзавестись брендбуком в следующих случаях:

1. У вас есть потребность в подрядчике по дизайну.
2. Хотите обновить логотип, дизайн сайта, создать приложение.
3. Хотите вести рекламную кампанию в интернете или оффлайн режиме.
4. Хотите открыть новую точку или развивать бизнес, например, по франшизе.

Конечно, каждый случай необходимо рассматривать индивидуально. К брендбуку нужно относиться как к инвестиции: хороший качественный брендбук должен окупить себя в несколько раз.

Чем Гайдлайн отличается от брендбука?

Гайдлайн - это техническое руководство, которое раскрывает какие-то правила по использованию айдентики бренда. Благодаря гайдлайну другой специалист может понять, как изобразить в точности такую же стилистику, как и у бренда, поэтому это очень полезная и необходимая вещь любому бизнесу.

Отличие гайдлайна от брендбука довольно существенное, хотя очень часто происходит путаница между этими понятиями. Брендбук, в отличие от гайдлайна, включает в себя какую-то общую информацию, например, о ценностях компании или каких-то других базовых вещах бизнеса. Конечно, какой-то процент информации посвящен и расшифровке фирменного стиля, но нужно заметить, что основной упор всё же направлен на более общую информацию о компании.

Разберем структуру гайдлайна:

1) Вступление.
2) Логотип.
3) Цвета.
4) Шрифты.
5) Дополнительные элементы интерфейса.
6) Примеры брендирования.

Причина 1. Коммуникация с потребителями будет однородной

Если создавать дизайн без специальных образцов и инструкций, то он скорее всего будет зависеть от креативных идей одного человека. В каких-то случаях, это естественно и нормально, но если мы ведем речь о постоянной коммуникации с покупателями, то уже это может вызывать проблемы.

Если каждый месседж будет с разным посылом и стилем, то клиенты будут в замешательстве. Для примера представьте Сбербанк, в рекламе которого вдруг появится желтый цвет в сочетании с красным. Это будет выглядеть странно и очень непривычно, ведь мы привыкли к совершенно другому образу бренда, другой визуальной подаче. Это может очень сильно оттолкнуть типичного потребителя компании.

Без брендбука взаимодействие с аудиторией будет неоднородным, у вас не получится демонстрировать один и тот же образ, стиль. У целевой аудитории не получится сформировать целостное восприятие бренда, поэтому вы просто не сможете выделяться среди конкурентов. Построить и развить сильный бренд на такой основе невозможно.

Когда есть брендбук, дизайнеру гораздо легче создать однородное оформление носителей. В итоге бизнес будет выглядеть одинаково во всех каналах, и клиент сможет без труда опознать её, например, в любых социальных сетях.
вектор, маркетинг

Причина 2. Стиль не пропадет, если придет новый дизайнер на смену старого

Если в компании отсутствует брендбук, то визуальный стиль передают лишь на словах. Штатный маркетолог, арт-директор или дизайнер четко представляют себе, как должны выглядеть графические материалы и способны объяснить новому специалисту в команде, как нужно делать. Но представим, что сотрудник заболеет или уйдет с работы, то соответственно и информация о стиле будет утеряна, впоследствии чего пострадает фирменный стиль.

Такое правда происходит, потому что бизнес очень стремительно развивался, а на брендбук решили не тратить силы и время. Например, в стартапе на планерке придумывают визуальное оформление и передают ответственность за него дизайнеру внутри бизнеса. Выйти на рынок нужно как можно быстрее, так что и на формирование брендбука обычно нет времени. Но если дизайнер, создавший визуальный стиль уйдет, то дизайн придется создавать заново.

Причина 3. Проще управлять командой из нескольких дизайнеров

Брендбук — это не инструкция по всем вопросам дизайна. Он скорее отмечает возможные границы, в рамках которых может работать специалист по дизайну.

Если в компании работает не один, а несколько дизайнеров, и в этой компании нет брендбука, то каждый из специалистов будет работать немного по-своему. Без брендбука он просто будет свободен в креативных решениях, поэтому будет создавать индивидуальный собственный продукт, а не общий. Это тоже помешает любой компании создавать и сохранять цельный образ.

Если у дизайнеров нет общего примеры, то им гораздо сложнее контролировать рабочий процесс, прогнозировать сроки и оценить результаты.

Брендбук моментально задает основу и творческие границы, в рамках которых можно предлагать решения. По этой причине изобретать всё с нуля не придется.

Приведем пример. В компании появляется задача заняться разработкой брошюры. Один из дизайнеров возьмет шрифт из предыдущей брошюры, которую он делал. Второй дизайнер будет несколько часов подбирать новый шрифт. Третий напишет текст от руки на графическом планшете и т.д.
В результате мы получаем 4 индивидуальных подхода, на которые нужно разное количество ресурсов. И совершенно непонятно, как оценивать такую задачу в будущем.
вектор, маркетинг

Причина 4. Проще работать с подрядчиками, ставить задачу и аргументировать правки

Брендбук позволяет экономить деньги и время при работе с подрядчиком. Если ориентиры отсутствуют, придется тратить время на обсуждение базовые моментов, например, визуальную метафору, цвета, шрифты. Это может очень сильно затянуть переговоры и всю подготовку, что в итоге обернется дополнительными затратами.

Брендбук помогает решить какие-то спорные стилистические элементы. Если клиент чем-то недоволен в плане дизайна, ориентируюсь только на свой вкус, то это проблема. Во-первых, их можно оспорить, а во-вторых, вкус тоже имеет изменчивый характер. Брендбук исключает такое понятие как вкусовщина и помогает без проблем аргументировать замечания со стороны клиентов.

Брендбук также отлично помогает менеджерам, работающим с агентствами, но не очень хорошо разбираются в дизайне. В брендбуке у менеджеров будет возможность увидеть минимальный набор правил, приемов, которые необходимо соблюдать при разработке.

Выводы

Брендбук позволяет экономить время и деньги компании, так как помогает организовать работу дизайнеров и подрядчиков.

  • Все креативы будут однородными на базе брендбука. Не возникнет никаких проблем с последовательным выстраиванием образа.
  • Визуальный стиль не сможет потеряться, даже если сменится вся команда.
  • Благодаря брендбуку проще менеджерить дизайнеров. Они смогут выдавать сразу же нужный результат, использовать одни и те же инструменты.

Статьи о маркетинге и продажах

    Хотите получать дайджест статей?

    Одно письмо с лучшими материалами за неделю. Подписывайтесь, чтобы ничего не упустить.